“А был ли принц?”: разбираем “идеальных” мужчин из кино. Часть 1 - Гоша (“Москва слезам не верит”)

0
Как часто мы с восхищением смотрим на экранных героев-мужчин, думая, “мне б такого!". Они умны, красивы, обходительны, иногда плохи, но, чёрт возьми, так притягательны. Но так ли они идеальны? Может, жизнь с ними на самом деле не такая уж и сказка, и хэппи энд в реальной жизни был бы сомнителен?

“Гуранка” решила пройтись по экранным “принцам” и вместе с психологом Ольгой Лапердиной разобраться в этих вопросах. И первым под наш пристальный взгляд попадает герой, ставший мечтой многих советских женщин, - Гоша из “Москва слезам не верит”.

Гоша встречается Екатерине после долгих лет одиночества и сразу берёт её в оборот. А дальше - вроде бы счастливый финал, даже подруги Катерины плачут и завидуют ей: “Господи, какая ты, Катька, счастливая!”. Но есть ли чему завидовать? Разбираемся. 

Гоша, он же Гога…

Фото: скриншот фильма “Москва слезам не верит” (1979, реж. В. Меньшов)

“Завидный жених для нашей главной героини Екатерины. Она приехала из провинции, хотела выйти замуж за москвича с жилплощадью, выдавая себя за профессорскую дочку, но на сегодня мать-одиночка. Через 20 лет она директор фабрики, депутат Моссовета. Это сильная женщина, которая устала и очень хочет замуж уже лет 20”, - говорит Ольга.

Фото: Ольга Лапердина (предоставлено Ольгой Лапердиной)

И вот однажды в электричке к ней подсаживается некий Гоша. Который с ходу начинает демонстрировать Екатерине повадки альфа-самца. В её глазах. А на самом деле он обесценивает, унижает её и плевать хотел на её границы.

Он начинает знакомство с того, что  сообщает ей, что у нее "взгляд незамужней женщины", что она "не выше, чем мастер", ну на крайний случай - спохватывается он - "стали продвигать по линии профсоюза". Другими словами, он сразу ставит ее на место, дескать, немногого ты стоишь, а посему должна от радости прыгать, что на тебя обратил внимание такой орел. И она в эту игру начинает играть.

Фото: скриншот фильма “Москва слезам не верит” (1979, реж. В. Меньшов)

Оказавшись в квартире новой знакомой, первое, что он делает - осматривает, не разувшись, всю квартиру - он оценивает благосостояние хозяйки и тут же еще раз выдает оценку дословно: "Пойдёт".

Но она это воспринимает как силу. И он не "маменькин сынок", как отец её дочери, и не женат, как её любовник. Дальше её мозг достраивает романтичный образ и в фильме мы видим Гошу её глазами. Она в иллюзиях, это мы еще можем понять по тому, что она, живя с ним, не знает его фамилии и адреса.

Екатерина не видит, как он перед ней распускает павлиний хвост, в том числе и принижая её. Его самооценка как мыльный пузырь, и он её раздувает, но внутри пустота.

Он постоянно нахваливает себя, постоянно сравнивает себя со своими знакомыми и с самой Екатериной - на вопрос Саши (дочки Екатерины) о его заработке он просто без стеснения отвечает: "Всяко больше твоей матери", потом якобы скромно заявляет: "Я понимаю в моторах, как очень немногие. Я тоже талант".

И вообще он слесарь - интеллигент. Это то же самое, что например: доярка-хирург, сантехник-психолог, тракторист-танцор балета.

Фото: Фото: скриншот фильма “Москва слезам не верит” (1979, реж. В. Меньшов)

Не интеллигент, а манипулятор

Как отмечает специалист, Гоша тонкий манипулятор. Как и многие алкоголики, он точно знает, чем привлечь Екатерину - вести себя как более сильный. То есть он притворяется более сильным. 

Ну не может слесарь быть сильнее директора. И вообще насколько реальна пара слесарь и директор?

Через сутки после знакомства Гоша заявляет, что они будут жить вместе - даже не поинтересовавшись мнением Екатерины на этот счёт. Причём на её территории! То есть он проворачивает то, что она в молодости хотела провернуть с отцом своей дочери – поправить свое материальное положение за счет партнера. Помните, она представлялась профессорской дочкой? А Гоша теперь притворяется интеллигентом. И он уверен в том, что ему завидуют: "Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности". То есть, если проанализировать его поведение, то ведет он себя нагло, по-хамски. Но Екатериной, а вслед за ней и зрителям, хамство и наглость воспринимаются как проявление внутренней силы и лидерские качества. Почему?

Потому что она влюблена, она «обманываться рада», а зритель на Гошу смотрит ее глазами в розовых очках! Поэтому она пока позволяет ему себя так вести, в том числе, курить в своей постели. Маленькая деталька, а выдает что интеллигентом там, на самом деле, и не пахнет.

Чем больше мужчина распускает павлиний хвост, тем вероятнее он страдает комплексом неполноценности. И самый большой страх для него – быть проигравшим. Именно поэтому он так акцентирует внимание на том, что "баба не должна больше мужика зарабатывать" и именно поэтому он так болезненно реагирует на просьбу Екатерины без ее ведома больше не встревать в разборки детей. Весь тот лидер, которого он демонстрировал, тот брутальный самец, сдувается в один момент, когда рядом оказывается человек, способный составить ему конкуренцию - Родион, отец Саши. Родион работает на телевидении, у него более интересная профессия, он зарабатывает явно больше Гоши, и Гоша моментально перед ним пасует. А уж когда становится известно, что "мастер" на самом деле не мастер, а директор, то есть у Екатерины и зарплата, и статус выше, чем у него, он дует губки как пятилетняя девочка и... уходит. Сначала буквально - из квартиры, а потом в недельный запой - лечить свою душевную травму.

Это поведение взрослой, зрелой личности? Нет. Это уход в детскую позицию. Алкоголизм – это побег от реальности, человек с ней не справляется, это инфантильность (детскость).

Фото: Фото: скриншот фильма “Москва слезам не верит” (1979, реж. В. Меньшов)

А того ли я ждала?

Так будет ли Катерина счастлива с Гошей? Мнение Ольги таково:

Финал, конечно, просто гениальный: по просьбе рыдающей Екатерины Гошу разыскивают и буквально умоляют вернуться. То есть Екатерина включается в его игру в «жертву» и берет на себя роль «спасателя» их отношений и его. В этот момент мыльный пузырь его самооценки снова раздувается и он, так и быть, соглашается. При этом вы обратили внимание, в каких условиях живет этот великолепный Гоша? В жутком беспорядке, у него даже нет занавесок на окнах, там газеты, а вещи разложены на полу. По-моему, он просто ищет себе удобную женщину, которая будет ему ноги мыть и воду пить. 

Фото: Фото: скриншот фильма “Москва слезам не верит” (1979, реж. В. Меньшов)

Почему-то большинство зрителей решили, что они с Екатериной останутся вместе и будут жить долго и счастливо. Но на самом деле предпосылок именно к такому развитию сюжета нет. Гоша, терзаемый своими комплексами, продолжит терзаться и изводить Екатерину, при каждом удобном случае уходя в запой. Жизнь с таким фруктом превращается в ад и никакого космического счастья там просто не может быть. Вряд ли Владимир Меньшов не понимал, что представляет из себя такой персонаж как Гоша. И финал-то у фильма открытый - зрителям предстоит самим решать, что будет потом. Они и решили. Только почему-то в другую сторону.

Почему я в этом уверена? А давайте вернемся к названию фильма. «Москва слезам не верит». Слезы в психологии, в том числе и один из методов манипуляции, меняем слово слезам на манипуляции – «Москва манипуляциям не верит». Екатерина приехала в Москву и с помощью манипуляций хотела ее покорить, не получилось. Ее саму покоряют с помощью манипуляций. Она не Москва, она верит.

И Екатерина, если ближайшее время не выгонит Гошу, то еще много слез прольет, будучи в паутине Гоши.

Фото: скриншот фильма “Москва слезам не верит” (1979, реж. В. Меньшов)

А вам нравится Гоша?

 Что думаете о нём? Делитесь в комментариях.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных