А разбираться в тонкой душевной организации нашего “подопытного” мы будем с помощью психолога Татьяны Кузьминой.
А разбираться в тонкой душевной организации нашего “подопытного” мы будем с помощью психолога Татьяны Кузьминой.
«Служебный роман» - одна из самых популярных советских кинокартин. Лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей. Картина популярна и по сей день. История начальницы и подчинённого, которые обрели любовь… Но давайте присмотримся критичнее к героям.
Действие фильма разворачивается в Москве в 1970-е годы. Главные герои - Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина. Он являет собой типичного должностного сотрудника НИИ тех лет в затёртом костюме и без полёта. У него двое мальчиков, и жена от него ушла. Он ездит на работу на автобусе.
Она — директор в том учреждении, где работает Анатолий Ефремович. У нее "Волга" с личным шофером.
В начале фильма, как мы помним, Новосельцев мечтает о повышении. "Мне вообще надоело сидеть за этим столом. Я чувствую себя переростком! Я способен на большее!"
Правда, прекрасный работник с большим опытом не умеет составлять отчет - но это ерунда.
"- Ну уж не так ты плох, чтобы не смог руководить отделом.
- Это верно."
На протяжении всего фильма решительно ничего не подтверждает профессиональные достоинства Новосельцева. Работник он хреновый, надо признать.
Может, он хороший отец? Сомнительно. Дети растут как трава (утром могут без завтрака, воспитание на бегу).
И вот, в статистическом учреждении появляется новый замдиректора Юрий Самохвалов, вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию.
И вот он приходит, а тут... двое однокурсников: Ольга и Новосельцев.
С Новосельцевым все ясно - симпатичный недотепа. Даже не неудачник. Просто серая мышь. Но красавец Юрка Самохвалов почему-то еще с институтских времен ему симпатизирует. Он и присоветовал Новосельцеву приударить за Калугиной для роста карьеры.
Что же представляет из себя Новосельцев как мужчина, и почему Калугина влюбилась в него? Узнаем у нашего специалиста.
Новосельцев легко повелся на эту манипуляцию. Новосельцеву нужны деньги, а получить их можно только повышением по службе. Вот на это и бьёт хитрый Самохвалов - мол, ты притворись для дела.
В начале фильма показано, что этот персонаж слаб, безволен, подпадает под общее авторитетное влияние, не имеющий своего мнения, а только общественное, он называет Калугину мымрой, не уважает её, не видит в ней человека и женщину. Цитируя чужие стихи, не предполагал, что его раскроют, то есть изначально считал её дурой. Слова Самохвалова о том, что Калугина – тётка умная, он проигнорировал. Это говорит о том, что он считал, что снизошёл до неё, и что если женщина одинокая, то должна выбирать любой подвернувшийся вариант.
И вот он уже не исполняет приказы директорши, считая себя особым, не таким как все.
Тут Людмила Прокофьевна прозревает, и сама произносит такие слова: “Вы всё время врываетесь в мой кабинет, чтобы оскорбить меня, видимо, это доставляет вам огромную радость”. Не видимо, а действительно так. Он утверждается за её счет. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с неудачником и тюфяком. Он на особом положении во всем учреждении, прославился как мачо, стал наглым и дерзким, получил новую должность.
Обратите внимание, что Новосельцев ни одного хорошего слова Людмиле Прокофьевне за весь фильм не сказал. Зато много претензий к её внешнему виду, одежде, характеру. Сам он не меняется, то есть, считает себя идеалом или не считает нужным слишком утруждаться.
А что же дальше? А дальше Новосельцев проявляет свои мужские качества. Он вообще их проявляет только в критические минуты. Он - рыцарь. Он встает на защиту подруги и бьёт подлеца Самохвалова.
Только теперь уже нет Мымры и Клерка. Есть обиженная Женщина и непонятый Мужчина. И этот Мужчина совершает свои мужские поступки уже по отношению к своей Женщине. Он отказывается от назначения. Он вообще готов уволиться. И ситуация поворачивается так, что всесильная Калугина становится просто влюбленной молодой женщиной. Новосельцев берет ситуацию в свои руки... и, как сказано в финале, через год у Новосельцевых было уже три мальчика. В этом месте мы всегда умиляемся…
Так будет ли Людмила Прокофьевна счастлива с Новосельцевым? Как долго возможно счастье сильной, но влюблённой женщины и слабого, но умеющего пользоваться ситуацией, мужчины?
По замыслу режиссера и сценариста, "недотепа" Новосельцев оказывается "мужиком с характером"; "мымра" Калугина - несчастной женщиной, страдающей от одиночества.
А так ли это?! В Новосельцеве мы видим мужчину, несущего в себе женские черты. То есть Новосельцев берет на себя более женскую, чем мужскую роль в отношениях. Эта особенность показана ранее, в эпизоде с секретаршей, когда она, рассказывая о прошлом браке Новосельцева, говорит о нём: “Мать у них был Новосельцев”.
Был бы он счастлив с другой, менее волевой женщиной, не с “Прокофьей Людмиловной”?
Вспомним, какое он делает ей завуалированное предложение, так как уже задолбался тащить на себе весь дом и детей и не прочь бы спихнуть это на кого-нибудь другого.
Удачно переехавший в конце фильма к жене (не сомневаюсь, что жить стали у неё), Новосельцев повесит на Калугину груз воспитания своих двух вечно хулиганящих детей и нового рождённого от него ребёнка, со своего поста ей придётся уйти, потому как времени, так и сил явно будет не хватать.
То есть, сделав из успешной и умной женщины - мать троих детей и домохозяйку (по крайней мере на какое-то время), Новосельцев остался в огромном плюсе. Только ей будет не хватать любимой работы, одиночества и своего личного пространства.
Хотя возможно именно об этом она и мечтала. Как думаете?
А что вы думаете? Нравится ли вам Новосельцев, и возможно ли, по вашему, их с Калугиной счастье в реальной жизни?
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться