“Красивые девочки должны улыбаться”: какой смысл несет в себе фильм “Субстанция” на самом деле?

0
Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя? Учитывая запросы, предъявляемые в обществе женщинам - наверняка да. “Красивые девочки всегда должны улыбаться” - говорят в нашумевшем фильме “Субстанция”. А в реальном мире - они должны еще и рожать, пока позволяет состояние здоровья, а не тогда, когда появилось искреннее желание стать матерью. Пересечение сюжета фильма в жанре “хоррор” и реальной действительности заставило нас подробнее разобраться в “Субстанции”.

Своё видение фильма нам представила психолог Ольга Лапердина. Ниже приводим ее развернутый комментарий, который поможет вам еще лучше понять фильм. 

Ольга Лапердина, психолог

“Притча об отвержении”

Фильм начинается с изображения яйца, что, по-моему, отсылает к извечному вопросу — что было первым, яйцо или курица? Первой была курица, но до нее — яйцо, снесенное кем-то. Всё имеет свой первоисточник (будь то материнская фигура или матрица, как в фильме), и, следуя этой цепочке, мы приходим к Богу. Или отвергаем Его.

Для меня фильм — это притча об отвержении предшественника. Понятие прародителя как архетипа, как метафоры. Это мог быть родитель, Бог, учитель, наше тело, душа, возраст, мы сами и так далее. В искусстве обесценивания и отрицания мы мастера.

Фильм начинается со знакомства с изумительной Элизабет Спаркл: красивой, стильной, ухоженной. Но ей 50, и её увольняют. Начальник мотивирует свое решение тем, что ее тело устарело. Нам показывают его объективные телесные проявления — неприятный рот, отвратительную манеру приема пищи. Это контраст: мужчина с физической формой хуже, чем у женщины, отвергает ее. Потому что “всё уже”. Здесь подразумевается отсутствие эрекции, и путь решения проблемы мужчина видит в молодой девушке. Парадокс, не так ли? Проблема его возбуждения проецируется на нее.

Фото: стоп-кадр из трейлера фильма “Субстанция” на сайте https://www.kinopoisk.ru/

Здесь возникают вопросы и к главной героине. Знала ли она о законах индустрии, в которой долго работала? Почему это оказалось неожиданностью? Она не смогла принять “всё уже” — эго не позволило.

Если ты против — борись. Как, например, это сделали режиссёр Корали Фаржа и актриса Деми Мур. Но Элизабет не может примириться с отвержением, она не принимает свою пятидесятилетнюю сущность. Смотрит на себя, как на старый кусок мяса.

И кто у нас самый известный отверженец? Верно, Люцифер. Он отверг Бога. На сцену выходит искуситель в лице молодого доктора, предлагающего субстанцию. Героиня поддается искушению.

“Женщина воспринимается как кусок мяса”

Новая версия героини, Сью, рождается прямо из тела Элизабет. Показано, что наше женское тело, отвергнутое из-за возраста, способно породить новую жизнь.

Сью — красавица, она легко занимает место Элизабет в шоу. Однако отношение мужчин к ней не меняется — она по-прежнему воспринимается ими как кусок мяса, что и она сама думает о себе.

Это подчеркивает общую проблему: женщина часто воспринимается как функция не только в кино, но, к сожалению, и в реальности. Её ценность признается через призму внешности и возраста, а не внутреннего мира или способностей. Примеров в жизни каждой женщины более чем достаточно. Поделитесь своими? 

Фото: стоп-кадр из трейлера фильма “Субстанция” на сайте https://www.kinopoisk.ru/

Вернемся к нашей героине Сью. Вопрос о том, счастлива ли Сью, очевиден. Они обе, и двадцатилетняя Сью, и Элизабет, гонятся за иллюзией любви. Но никто не любит их. Они не любят сами себя.

Сью действует механически и не задумывается: чего она хочет? Её привлекло шоу или же это мечта Элизабет?

Сцена с одноклассником, разница во внешности и статусе режут глаз. Символично: он, как ветхая бумажка со скверными анализами, бывшая в луже. Но утверждается на Элизабет - парадоксальный мир.

Героиня соблазняется мыслями о принятии через его глаза, но осознает, что не может принять себя по-настоящему.

И вот в забеге от отвержения к "они полюбят" Элизабет/Сью прибегают к физической уродливости.

Сколько людей после пластических операций выглядят хуже… Отвергая себя, свои чувства, мы прибегаем к духовному уродству. Эту тему также обсуждали в "Дориане Грее". Обе картины схожи.

Вывод очевиден: обратим свой взор вовнутрь и научимся строить отношения с собой. Весь фильм - это призыв перестать оценивать женщин по временным и поверхностным критериям, и начать ценить их внутреннюю красоту, силу и способности. Признание начинается с самой себя, и только приняв свою уникальность, можно достичь истинной свободы и самореализации. 

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных