“Ребёнок-гений и жертвенная мать”: психологический разбор “Мастера и Маргариты”

0
На большие экраны вышла очередная киноверсия “Мастера и Маргариты” - произведения-классики отечественной прозы, произведения, которое каждый толкует по-своему. Вот и психолог Ольга Лапердина дала нам свою интерпретацию.

Кадр из фильма “Мастер и Маргарита” (2023, реж. Михаил Локшин)

“Роман «Мастер и Маргарита» многогранен в своём содержании разнообразием сюжетов и также многогранна возможность интерпретации этого романа в вариантах экранизации. Сейчас на экранах кинотеатров можно посмотреть одну из таких интерпретаций. Предлагаю вам свою интерпретацию с точки зрения психолога”.

Фото: предоставлено Ольгой Лапердиной 

Глава 1. Мастер

Начнём разбор мы с личности автора романа - Булгакова Михаила Афанасьевича.

“Булгаков бесспорно был гением. Но так же и сложной личностью. У него была зависимость от морфия, три супруги, не было детей. Кстати, Михаил Афанасьевич детей не хотел сам, и даже лично сделал аборт первой супруге Татьяне”, - отмечает Ольга.

Первых двух жён он оставлял сам ради следующей. Всё это нам говорит о его высоком эгоцентризме. Его супруги были жертвенные любящие матери и любили его такой же любовью. Другие супруги быть и не могли, так как Михаил Афанасьевич психологически был ребёнком. Гениальным, творческим, умным, но ребёнком.

И тогда, получается, “Мастер и Маргарита” - это роман про его внутренний психический мир. И в этом мире он - Мастер, ранимый, творческий, страдающий. То что он Мастер – подтверждает шапочка с буквой М. Детское доказательство, не правда ли?

И шила ему эту шапочку Она. И то, как говорит Мастер о Ней, о Маргарите, говорит нам о её роли и позиции в его мире. Она идеализирована, любит его безусловной любовью. Это и есть описание мамы.

Все супруги были мамами для Булгакова, и Маргарита воплощает собой этот архетип -  любящий жертвенной матери. Которая за тебя и в огонь, и воду, и квартиру критику Латунскому разбить, и на бал к Воланду.

 

Фото: кадр из фильма “Мастер и Маргарита” (2023, реж. Михаил Локшин)

Глава 2. Воланд

Кстати, о Воланде. Воланд - ещё один персонаж романа. Наверное, не менее главный, чем Мастер и Маргарита. Кто он? Странный интурист или воплощение Сатаны?

Ольга считает его архетипом отца.  

“Воланд - это внутренний отец. Который защищает нашего Мастера (ребёнка) от его обидчиков. Вспомните, с каким энтузиазмом, юмором и злорадством Михаил Афанасьевич описывает сцены расправы над его обидчиками: председателем МАССОЛИТа Берлиозом, директором Лиходеевым, взяточником Босым”, - говорит она.

Если бы это был и правда Сатана, то он бы их не наказывал, а поощрял. Но Воланд - это архетип отца, восстанавливающего справедливость по отношению к нашему Мастеру.

Фото: кадр из фильма “Мастер и Маргарита” (2023, реж. Михаил Локшин)

Глава 3. Маргарита

Итак, Маргарита.

Как мы уже выяснили - это мать. Жертвенная, любящая своего мужчину-“ребёнка” безусловно.

Она приносит свои желания, мечты, цели в жертву ради Него. А он - нет.

Многие женщины зачитываются романом и верят, что любовь в нём настоящая и взаимная.

А это не совсем так, говорит Ольга. “Сам Мастер, как мужчина, ничего не может предложить Маргарите, как женщине. Как только она говорит, что уйдёт от мужа, он сбегает в сумасшедший дом”.

Мастер не может дать ей семью, детей, любви. Он может дать любить себя и свое творчество. Недаром она сказала Воланду после бала: “Вся моя жизнь в этом романе”.

В рамках этих отношений она перестать быть мамочкой не может. Она может перестать быть ею в рамках отношений с кем-то другим, например, поработав с психологом. Если пара будет проходить терапию вместе, есть маленький шанс обоим перерасти такие отношения. Если она одна - она может перерасти сама, но тогда ее начнут интересовать другие отношения.

Фото: кадр из фильма “Мастер и Маргарита” (2023, реж. Михаил Локшин)

Глава 4. Мастер и Маргарита

Так что же, нет любви в этой паре?

“Эта красивая любовь может существовать в фантазии, в иллюзии, в романе. Или, как в последней экранизации, в пятом измерении”, - отвечает Ольга.

В фильме они ушли в это пятое измерение, а в книге они между адом и раем, там, где есть спокойствие. Но ни в раю, ни в аду им нет места. 

В жизни это выглядит так - эгоцентричный мужчина, в фокусе которого он и его интересы, и растворившаяся в нём женщина.

А эта история уже не про настоящую любовь…

“И часто такие “Маргариты” приходят на консультацию, истощённые, потерявшие себя и не понимающие, почему с ними так…”, - заключает она.

В реальной жизни, конечно, не могут они жить долго и счастливо. То есть, долго-то могут. Но женщина будет вот с этой жертвенной поглощающей любовью, и она такие отношения выдержит, только если у нее мазохистическая часть. Например, это женщина, которая живёт с алкоголиком, и она жертвует всем ради этой жизни. Это бессознательный процесс, но в нём она занимается самолюбованием - “вот посмотрите, какая я жертвенная”. Это называется мазохизм. Такие отношения могут быть у нас, психологов, они называются “Нарцисс плюс мазохист”. 

Стоит ли таким людям быть вместе - это каждый человек сам решает. Но с открытыми глазами, понимая, что в отношениях женщина будет только в роли жертвенной матери, а мужчина может и оставить её, как Булгаков оставил первую и вторую супруг. Третью он не бросил, он умер уже фактически, но ведь при этом она выполняла его пожелания, занималась его наследием, то есть до конца жизни ему служила как мамочка.

Поэтому стоит или не стоит вступать в такие отношения решать каждому человеку, но нужно понимать, что вот такая у каждого роль, и другого здесь быть не может.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных