Женские практики: опасное увлечение или путь к себе?

0
Популярность практик по раскрытию женственности — тренд последних лет. Социальные сети пестрят предложениями «вернуться в свою божественную природу», «раскрыть внутреннюю богиню», дышать маткой и «исцелять родовые программы». О том, что стоит за этим явлением, поговорили с читинским психологом Ольгой Лапердиной, без гнева и пристрастия, с точки зрения практической психологии.
Фото: предоставлено Ольгой Лапердиной

— Почему в последнее время наблюдается такой всплеск интереса к женским практикам?

— Интерес к женским практикам — это не случайность, а закономерная реакция психики на вызовы времени:

  • Системный перегруз и выгорание. Современная женщина часто вынуждена совмещать роль добытчика, ответственного руководителя, образцовой матери и идеальной жены. Это требует постоянной мобилизации, жизни в «мужской», логистической энергии. Практики предлагают легальное разрешение остановиться, почувствовать, побыть слабой — то, в чём психика остро нуждается, но что осуждается обществом.
  • Кризис идентичности. Когда внешние социальные роли освоены, возникает закономерный вопрос: «А где же я? Что я хочу на самом деле?». Традиционные институты (церковь, община) дают меньше ответов, чем раньше. Женские практики становятся новым метафорическим языком для поиска себя.
  • Голод по ритуалу и сообществу. В урбанизированном мире мы потеряли ритуалы перехода, инициации, живые круги поддержки. Практики восполняют эту потребность. Они создают безопасное женское пространство, где можно быть услышанной и получить поддержку, не боясь осуждения.
  • Доступность и образ «волшебной таблетки». В отличие от терапии, которая требует времени, денег и готовности встречаться с болью, многие курсы предлагают быстрое преображение, «ключи к счастью» и решение всех проблем через «принятие своей женственности». Это психологически привлекательно.

— Что стоит за этой практикой с точки зрения психологии? Какие реальные эффекты она может давать?

— За эзотерической терминологией часто скрываются вполне научные психологические процессы:

  • Работа с образом «Я». Упражнения на принятие своей женственности, тела, сексуальности — это по сути терапия самоценности. Они помогают бороться с токсичным перфекционизмом и синдромом самозванца.
  • Доступ к правому полушарию и телесности. Танцы, дыхательные техники, медитации — это способы вывести психику из режима хронического стресса (гипертонус левого полушария). Они позволяют пережить катарсис, выпустить подавленные эмоции через тело, а не через интеллектуализацию.
  • Работа с системой и родом. Разговоры о «родовых программах» и «наследственных сценариях» — это народная версия системного семейного подхода и теории привязанности. Женщина начинает видеть, что её проблемы не уникальны, а являются частью более широкого контекста её семьи, что снижает чувство вины и одиночества.
  • Позитивное программирование. Аффирмации, визуализации «светлого будущего», создание «карт желаний» — это методы когнитивно‑поведенческой терапии, направленные на смещение фокуса с дефицита на ресурс и формирование более оптимистичного взгляда на жизнь.

Реальные эффекты, которые женщины получают, — это чаще всего:

  • снижение уровня тревоги;
  • повышение контакта с собственными чувствами и телом;
  • разрешение себе отдыхать, быть неидеальной;
  • улучшение сексуальной жизни (за счёт снятия блоков и запретов);
  • появление сообщества и поддержки.

— Почему некоторые женщины выбирают именно эти практики вместо работы с психотерапевтом?

— Существует несколько причин:

  • Стигматизация терапии. Несмотря на прогресс, до сих пор силён страх, что «обращение к психологу = я сумасшедшая».
  • Язык и доступность. Практики говорят на языке «богинь», «энергии», «принятия», который для многих ближе и понятнее, чем язык «травм», «неврозов» и «защитных механизмов».
  • Обещание «лёгкости». Терапия — это труд, иногда болезненный. Практики же часто продаются как приятное и волшебное путешествие к себе.
  • Фокус на ресурсе. Многие женщины приходят не решать проблему, а «найти себя». Практики предлагают сразу ресурсный, вдохновляющий подход.
Фото: ru.freepik.com

— В чём могут быть опасности увлечения такими практиками без профессионального сопровождения?

— К сожалению, без профессионального фильтра увлечение практиками может быть не только бесполезным, но и вредным:

  • Спусковой крючок для психики. Медитации, интенсивные дыхательные техники (например, холотропное дыхание вне терапевтического контекста) могут стать триггером для латентной психиатрической симптоматики (психоз, панические атаки).
  • Спиритуалическое шунтирование. Это термин, который обозначает уход в «высокие» материи, чтобы не встречаться с реальной, «низменной» болью. Вместо того чтобы прожить горе, злость или обиду, женщину учат «благословлять уроки», «отпускать в свете и любви». Непрожитая травма никуда не уходит, она уходит в тень и продолжает управлять жизнью.
  • Укрепление инфантильной позиции. Идея о том, что «достаточно быть женственной, и мужчина решит все твои проблемы», может привести к пассивности, отказу от ответственности за свою жизнь и новым разочарованиям.
  • Некомпетентность ведущих. Часто проводниками выступают люди без психологического образования, которые не умеют распознать клиническую депрессию, ПТСР или тревожное расстройство. Они дают советы, которые могут усугубить состояние.
  • Сектантские механизмы. Создание зависимости от гуру, изоляция от критикующих «непосвящённых», финансовые злоупотребления.

— На ваш взгляд, нужны ли такие практики? Следует ли их совмещать с психотерапией, например?

— Да, такие практики нужны. Они выполняют важную функцию — социализации и поддержки. Но я рассматриваю их не как замену терапии, а как потенциальное дополнение к ней.

Идеальная схема выглядит так:

  • Психотерапия — это фундамент. Она работает с травмой, выстраивает личные границы, прорабатывает глубинные конфликты и искажения. Это «ремонт» дома.
  • Женские практики — это декор и наполнение. Они помогают наладить контакт с телом, найти ресурс, сообщество, научиться радоваться. Это «обстановка» в отремонтированном доме.

Без прочного фундамента декор может рухнуть. Но и в голом, отремонтированном доме без обстановки жить неуютно.

Фото: ru.freepik.com

— Как вы, как психолог, относитесь к этим практикам? Каким женщинам могут быть полезны такие практики?

— Как психолог, я отношусь к ним с уважительным интересом и здоровой осторожностью. Я вижу их огромный ресурсный потенциал, но всегда анализирую, на каких механизмах они построены и нет ли в них опасных элементов.

Такие практики могут быть полезны:

  • здоровым, ресурсным женщинам, которые находятся в периоде поиска себя, хотят углубить контакт с телом, расширить круг общения;
  • тем, кто проходит психотерапию, — как способ закрепить и прожить на телесном и эмоциональном уровне те инсайты, которые были получены в кабинете;
  • женщинам, переживающим экзистенциальный кризис («пустые гнёзда», кризис среднего возраста), как способ найти новые смыслы.

Категорически не рекомендую обращаться к практикам как к основному методу работы, если у вас есть:

  • недиагностированные панические атаки или депрессия;
  • непрожитые тяжёлые травмы (сексуальное насилие, насилие в отношениях);
  • острое горе (потеря близкого);
  • сложности с личными границами, склонность к зависимым отношениям.

В этих случаях первым и главным шагом должна быть консультация с профессиональным психологом или психотерапевтом.

«Женские практики — это мощный инструмент. Но как и любой инструмент, он может как построить дом, так и нанести травму, если попадет в неумелые руки. Прислушивайтесь к себе, сохраняйте критическое мышление и помните, что истинное исцеление всегда требует встречи не только с «богиней» внутри себя, но и с своей настоящей, живой, иногда раненой человеческой частью», — подытожила психолог.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных